Главная » Как правильно оформить

Как правильно оформить взаимозачет

Совет 1: Как оформить акт взаимозачета

Актвзаимозачета - это первичный расчетный документ. От правильности его оформления зависит отсутствие ошибок в бухгалтерском и налоговом учете по таким операциям. Унифицированной формы данного документа не существует, но он должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к первичным документам.

Проведение взаимозачета осуществляется в 2 этапа. Первый - это выявление задолженности. Составляется акт сверки, в котором отражаются расчеты между организациями. Второй - составляется и подписывается акт взаимозачета. где указывается какая сумма задолженности считается погашенной. Второй этап завершается направлением письма - уведомления при одностороннем взаимозачете или подписанием акта - при двухстороннем.

Укажите в акте сумму обязательств по каждому пункту договора взаимозачета. Общая величина задолженности отражается общим итогом. НДС выделяется отдельно по каждому пункту задолженности и в конце от общей суммы. Цифра указанная в акте должны быть подтверждена документами: счет - фактурами, накладными и т.п.

Обязательно нужно прописать дату составления акта, основания для требований указанных в акте (договор, соглашение), а также сроки их исполнения. В акте должна присутствовать фраза что указанные суммы взаимной задолженности считаются погашенными. Подписывается данный документ руководителем организации или уполномоченным представителем по доверенности.

Совет 2: Как оформить взаимозачет

Проведение зачета возможно при наличии встречных денежных требований у обеих сторон, срок исполнения которых наступил. Такие требования должны признаваться сторонами, носить бесспорный характер. Зачет распространен в отношениях между организациями и предпринимателями. Для физических лиц есть ряд ограничений, например, недопустим зачет по алиментам, выплатам в счет возмещения вреда здоровью. Для оформления взаимозачета :

Проведите сверку взаимных расчетов по всем обязательствам (разумно сделать отдельные акты сверки по разным договорам), вывести по каждому итоговое сальдо. Это необходимо, чтобы определить по каким договорам и в какой части отношения прекращены.

Обменяйтесь с контрагентом оригиналами актов сверки. Акты должны быть подписаны уполномоченными представителями сторон (руководитель, главный бухгалтер), заверены печатью организации.

Направьте второй стороне уведомление о проведении зачета в одностороннем порядке (его согласия не требуется). Если суммы взаимных обязательств не одинаковые, зачет проводится на меньшую сумму.

В сложных случаях, заключите соглашение о завершении исполнения взаимных обязательств путем оформления зачета встречных требований. Форму соглашения можно посмотреть в СПС Консультант Плюс.

Для завершения процедуры оформите бухгалтерские проводки. После зачета обязательства считаются прекращенными.

Два способа оформления взаимозачета

Взаимозачет можно провести, когда у сторон есть взаимные обязательства. Каждое лицо сделки в отношении другого является одновременно и должником, и кредитором. Зачет позволяет аннулировать задолженность, не перечисляя друг другу денежные средства. Чтобы его провести, достаточно оформить всего один документ. Более того, не всегда этот документ нужно подписывать обеим сторонам, поскольку для зачета взаимной задолженности необходимо будет заявления лишь только одной стороны (ст. 410 ГК РФ). Но не всегда стороны выбирают именно этот способ, есть и другие распространенные варианты оформления зачета, о которых мы расскажем. Прежде чем приступать к любому из них, проведите сверку задолженности с контрагентом. Сверка поможет удостовериться, что должник и кредитор зафиксировали у себя в учете идентичные суммы. А значит, их можно закрывать зачетом.

Способ N 1. Напишите заявление контрагенту от своего имени

При данном варианте процедуру взаимозачета может инициировать любой из контрагентов. Для этого он должен направить другой стороне заявление о проведении взаимозачета. Заявление можно составить в произвольной форме, например как указано ниже.

Заявление о проведении взаимозачета

День, когда контрагент получит такое заявление, считается днем зачета. Например, если вы отправили документ по почте, то датой получения заявления будет считаться день, когда представитель контрагента распишется в уведомлении о получении. Правда, возможно исключение: если в заявлении на проведение зачета указать конкретную дату, с которой обязательства сторон считаются исполненными, то тогда именно эта дата будет днем погашения взаимных требований. Поэтому в любом случае лучше составить еще бухгалтерскую справку и уже на ее основании делать записи в бухгалтерском и налоговом учете.

На заметку. Несмотря на то, что зачет можно проводить на основании одного лишь заявления, лучше оформить еще бухгалтерскую справку, тогда именно она будет первичным документом для отражения операции в бухгалтерском и налоговом учете.

Плюсы варианта. Используя данный вариант, не надо подписывать двусторонний документ и даже ждать согласия контрагента на зачет. А значит, операцию можно оформить достаточно быстро. Правда, во избежание спорных ситуаций и недоразумений мы все-таки советуем прежде согласовать эти вопросы с контрагентом хотя бы по телефону.

Минусы варианта. Надо иметь подтверждение, что заявление контрагентом получено. Если доставку заявления до адресата документально не засвидетельствовать, оснований для зачета не будет.

Способ N 2. Оформите двусторонний акт взаимозачета

Другой вариант оформления - это подписанный с двух сторон акт о взаимозачете задолженности. Это альтернатива заявлению, о котором мы рассказали выше. Вы можете составлять либо заявление, либо акт. В наличии обоих документов необходимости нет. Как и заявление, акт составляют в произвольной форме, не забывая о наличии реквизитов, обязательных для первичных учетных документов. Выглядеть акт может так, как показано ниже.

Образец акта о проведении взаимозачета

День, в который акт будет подписан, считается днем зачета. Иначе может быть, только если в самом акте специально указана дата, которую следует считать днем зачета.

Плюсы варианта. Применяя данный вариант, вы гарантированно получаете согласие контрагента на проведение взаимозачета. Ведь вы и ваш партнер обоюдно подписываете документ.

Минусы варианта. Подписание двустороннего акта может потребовать больше времени, чем отправка одного заявления контрагенту.

До взаимозачета целесообразно провести сверку расчетов с контрагентом. Инициировать взаимозачет можно в одностороннем порядке, направив партнеру заявление. Либо в двустороннем порядке, подписав акт о взаимозачете. Взаимные задолженности считаются погашенными в день, когда подписан акт о проведении зачетной процедуры. Либо когда контрагент получил заявление о зачете. При условии, что в указанных документах не указана иная дата.

Договор взаимозачета: оформляем правильно

Организации, осуществляющие деятельность в сфере малого бизнеса, нередко ощущают недостаток оборотных средств, поэтому они прибегают к использованию договора взаимозачета. Именно этот документ дает возможность снизить издержки и экономить средства.

Основы договора взаимозачета

Такой документ составляется только тогда, когда у двух контрагентов возникают встречные требования. Стороны при этом одновременно должны выступать в качестве дебиторов и кредиторов. Поэтому составляются два договора, в одном из которых контрагент является покупателем услуги или товара, а во втором – их продавцом.
  • Договор взаимозачета признается законным, если требования сторон абсолютно одинаковы. При этом идентичным должен быть предмет требований (деньги), а никак не причины его возникновения.
  • Заключить договор взаимозачета можно только тогда, когда сроки оплаты полностью истекают.
  • Если суммы оплаты контрагентов разнятся, в зачет берется меньшая. Полученная разница сводится к нулю посредством денежной оплаты. В таких случаях, как возмещение ущерба, нанесенного здоровью, пожизненное содержание и выплата алиментов, договор взаимозачета составлять нельзя, согласно ст. 411 ГК.

  • Перед проведением взаимозачета стороны должны направлять друг другу соответствующее заявление. Рекомендуется делать это с помощью заказного письма, чтобы в итоге на руках у каждого контрагента осталось уведомление о том, что другая сторона бумаги получила.

  • Правильное оформление акта взаимозачета

    Только грамотно и правильно составленный договор позволит контрагентам избежать недоразумений и претензий со стороны налоговиков. При этом необходимо очень внимательно отнестись и к оформлению акта взаимозачета, потому что именно он является первичным документом, который подписывается руководителями и главбухами с обеих сторон, а также заверяется печатями.

    В настоящее время законодательством РФ не утверждено никакой унифицированной формы этого документа, но при этом оно требует, чтобы в акте, составленном на усмотрение контрагентов, была прописана сумма обязательств каждой из сторон, согласно всем расчетным пунктам, отраженным в договоре. Также в акт вносятся общая сумма всех зачетов и сумма НДС, которую требуется расписать по каждой долговой позиции. Однако цифры в акте не будут считаться действительными без подтверждения договорами, актами выполненных работ, платежками и счетами-фактурами.

    Важно отметить, что злоупотреблять таким инструментом, как взаимозачет, не следует, потому что на это сразу обращают пристальное внимание представители фискальных органов, которым важны сделки, увеличивающие налоговую базу.

    Ещё по теме:

    Источники: http://www.kakprosto.ru/kak-102803-kak-oformit-akt-vzaimozacheta, http://expbiz.ru/biznes-stati/v-pomoshch-biznesu/dva-sposoba-oformleniya-vzaimozacheta.html, http://altaempresa.ru/dogovor-vzaimozacheta-oformlyaem-pravilno/

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения